Лавров назвал европейские ценности «постхристианскими» и пригласил США на переговоры – обзор пресс-конференции главы МИД РФ
Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел во вторник двухчасовую пресс-конференцию, посвященную итогам прошедшего политического года. В ходе нее министр успел ответить более чем на два десятка вопросов по внешнеполитической повестке. Среди них были как широко обсуждаемые темы, такие как будущее отношений Москвы и Вашингтона при администрации президента Дональда Трампа и борьба с терроризмом на Ближнем Востоке, так и более локальные, от конфликта в Нагорном Карабахе до вопроса подписания договора о границе между Россией и Эстонией, передаёт ТАСС.
Постхристианские ценности Запада и неизменные интересы России
В своей вступительной речи Сергей Лавров уделил особое внимание западным ценностям, которые, по его словам, определенная «группа государств» стремится распространить по всему миру.
— Если говорить о западных, европейских ценностях, которые нам постоянно приводят в пример, то это, скорее, не те ценности, которые исповедовали деды и прадеды европейцев, а нечто новое, уже осовремененное и вседозволенное, ценности, которые можно охарактеризовать как постхристианские, — сказал Лавров.
По словам министра, эти ценности не имеют ничего общего с российскими.
Лавров при этом отметил, что в отличие от политики «импорта ценностей» Россия выступает за прагматизм в международных отношениях, основанный на интересах страны.
— Они просты и неизменны и заключаются в том, чтобы страна жила хорошо, повышалось благосостояние наших людей, чтобы было устойчивое развитие нашей экономики и социальной сферы в условиях безопасности, максимально благоприятных внешних обстоятельствах, — сказал министр.
Кибератаки и шпионаж
В ходе пресс-конференции немецким журналистом был задан вопрос о кибератаках, которые Россия якобы проводила в отношении других государств, и о том, как Россия может доказать, что к ним непричастна.
Лавров ответил, что он «не собирается доказывать, что это все неправда», напомнив журналисту о существовании презумпции невиновности.
Поднятая другим журналистом тема о жалобах американских дипломатов на то, что им якобы не дают спокойно работать в России, также была прокомментирована Лавровым.
Министр сказал, что не видит оснований для таких утверждений, и рассказал о нескольких случаях выявления и пресечения разведывательной работы сотрудников американской дипмиссии в России, в том числе об инциденте с переодеванием сотрудника спецслужб США в женщину.
Лавров также рассказал о попытках США завербовать российских дипломатов и об инциденте, когда в автомобиль дипломата «засунули» 10 тысяч долларов.
— Деньги были оприходованы нашей бухгалтерией и сейчас работают на благо российского государства, — сказал министр.
Дональд Трамп и отношения Москвы и Вашингтона
Больше всего вопросов, адресованных российскому министру, касалось оценки заявлений Дональда Трампа и членов его команды по России, а также перспектив взаимоотношений Москвы и Вашингтона при новой администрации. В ответах Лаврова на все эти вопросы прослеживалась одна ключевая идея.
— Только когда все рассядутся по своим местам в новой администрации, только когда начнется официальная работа, тогда и станет понятно, как будут выстраиваться отношения между США и окружающим миром, — сказал министр, добавив, что не стоит впадать в крайности.
— Сейчас в СМИ, в политологическом обществе очень много прогнозов, спекуляций, одни захлебываются от восторга, другие говорят, что ничего не изменится, — добавил Лавров.
Комментируя заявление Трампа относительно санкций против России и необходимости сокращения ядерного оружия, Лавров заявил, что в словах избранного президента не было увязки отмены санкций с ядерным разоружением.
Сергей Лавров также отметил, что у Трампа свое видение внешнеполитических приоритетов, которое имеет много общего с российским видением.
— Дональд Трамп хочет, чтобы каждая страна сама отвечала за свое собственное развитие. Это тоже перекликается с нашим подходом, — сказал министр.
Касаясь заявлений Трампа о том, что борьба с международным терроризмом является одной из важнейших задач США, Лавров выразил надежду на то, что администрация 45-го президента США не будет использовать борьбу с терроризмом «для достижения каких-то не относящихся к этой задаче целей».
Комментируя информацию о подготовке встречи президента РФ Владимира Путина с Трампом в Рейкьявике, министр подчеркнул, что она не соответствует действительности.
При этом Лавров сделал важное заявление, пригласив американскую сторону на переговоры по Сирии в Астане 23 января.
— Это будет первый официальный контакт, в ходе которого можно будет начать обсуждать повышение эффективности борьбы с терроризмом в Сирии, — сказал министр.
Сирийский кризис, курды и борьба с ИГ
Тема сирийского урегулирования и борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), затрагивалась министром в отдельном порядке.
Лавров напомнил, что при посредничестве России и Турции «представители ВС Сирии и вооруженной оппозиции достигли договоренности о перемирии» и что эти договоренности необходимо исполнять.
При этом министр выразил надежду на то, что «некоторые западные страны, которые почувствовали себя оказавшимися в стороне, не будут назло всем остальным пытаться их (договоренности о перемирии. — Прим. ТАСС) подорвать».
Отдельно министр упомянул тех российских граждан, которые погибли в ходе операций ВС России в Сирии против террористов ИГ и в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи.
Также Лаврову был задан вопрос о том, поддерживает ли Россия федерализацию Сирии и необходимость конституционно закрепить статус сирийских курдов. Министр ответил, что это зависит от воли и решения народа самой Сирии.
Отдельные вопросы: от Китая до Косова
Представители азиатских СМИ задали два вопроса о состоянии российско-китайских и российско-японских отношений.
Касаясь декабрьского официального визита Владимира Путина в Японию, Лавров отметил, что его главным результатом стало «очень четкое, недвусмысленное подтверждение обоюдного стремления к тому, чтобы вывести наши отношения на качественно новый уровень без оглядки на какие-то внешние факторы и на конъюнктуру».
Российско-китайские отношения Лавров охарактеризовал как наилучшие за всю историю существования двух стран.
Тема Нагорного Карабаха была затронута журналистом из Азербайджана, который спросил о реакции России на возможную агрессию Баку против непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.
Глава МИД подчеркнул, что тема урегулирования конфликта «не является исключительно темой внутренних дел Азербайджана», и выразил сожаление по поводу отсутствия механизма расследования инцидентов в регионе.
— К сожалению, даже такая элементарная вещь, необходимая для этого (чтобы не повторялось обострение), — механизм расследования инцидентов и увеличение количества наблюдателей на линии соприкосновения, она не может воплотиться в жизнь, потому что пока отсутствует консенсус в ОБСЕ, — сказал Лавров.
Не обошли стороной и конфликт вокруг Косова, и тему безопасности на Балканах.
— К сожалению, Балканы не один раз становились источником очень серьезных конфликтов, и я убежден, что, хотя, как известно, история учит только тому, что она ничему не учит, но я все-таки если не убежден, то надеюсь, что на этот раз все понимают необходимость не допустить такой силовой конфронтации, хотя напряженность растет в значительной степени, — сказал Лавров.
Ответил министр и на вопрос, касающийся ратификации договора о государственной границе с Эстонией. Лавров сказал, что Россия вернется к этому вопросу в случае, если двусторонние отношения будут развиваться конструктивно.